Профилактика детского травматизма«Безопасность – залог здоровья». Травматизм является серьезной проблемой, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы  зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.

Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
  • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
  • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;
  • воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений;

Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:

инструктирование по технике безопасности обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.

Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные условия обучения.

К опасным производственным факторам на территории школы относится:

  • плохое закрепление водосточных труб;
  • сломанные ступеньки;
  • разбитые стекла;
  • открытые люки канализационных колодцев;
  • мусор.

В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:

  • сломанные пороги;
  • плохое закрепление стендов;
  • поврежденное покрытие парты;
  • незакрепленные шкафы;
  • цветы и др. предметы на шкафах;
  • слабое крепление каркасов парт, стульев;
  • отсутствие проходов;
  • сломанные ручки у шкафов выступающие винты, шурупы, кнопки.

К опасным производственным факторам относится также:

  • слабая организация дежурства по школе ( учителей на этажах, учеников по школе);
  • если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа ( продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)

Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:

  • соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного  процессов в школе;
  • организация дежурства педагогов;
  • организация подвижных игр на переменах;
  • выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;
  • организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;
  • проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.